При оценке недвижимости или другого имущества его стоимость определяется достаточно прозрачно, чего нельзя сказать об оценке бизнеса. На его реальную стоимость влияет огромное количество факторов, которые в совокупности обусловливают его окончательную цену.

Итак, при оценке бизнеса учитываются:

  • Его полезность, которая выражается в способности бизнеса в том виде, в котором он находится в момент продажи, приносить прибыль.
  • Рыночные цены на объекты с такой же полезностью, то есть, способные приносить такой же доход.
  • Ожидаемая прибыль от предприятия. В этом случае составляется приблизительный прогноз, который в будущем может оправдаться, а может – и нет. Это зависит от качества дальнейшего управления и непредвиденного изменения внешних факторов, влияющих на работу бизнеса (политических, экономических, экологических…).
  • Из предыдущего пункта выносим прогноз изменения внешних факторов. В зависимости от того, как предположительно изменится в обозримом будущем политическая, экономическая, конкурентная среда, стоимость бизнеса растет или снижается.
  • Собственность предприятия и ресурсы, которыми оно обладает. В том числе, земля, рабочие силы, оборудование, капитал. В некоторых случаях, когда ожидаемая прибыль и полезность минимальны, простая продажа собственности является более выгодной, чем продажа бизнеса.
  • Предельная производительность имеющегося оборудования. При этом берется вся функционирующая система целиком, а не отдельные её части.
  • Нематериальная собственность. К ней относятся такие понятия как репутация, бренды, технологии. Сложнее всего бывает произвести оценку этих составляющих бизнеса.